Отдаленные результаты хирургического лечения больных первичной меланомой кожи в сочетании с неоадъювантной фотодинамической терапией

Авторы: М.Л. Гельфонд, М.Ю. Мяснянкин, В.В. Анисимов, Г.И. Гафтон, И.А. Балдуева

Актуальность

Рост заболеваемости населения меланомой кожи, неудовлетворительные показатели выживаемости больных диктуют необходимость совершенствования методов лечения пациентов с данной патологией кожи.

Цель исследования

Определение клинической эффективности сочетания неоадъювантной лазерной фотодинамической терапии (неоФДТ) при использовании производных хлорина моно-L-аспартила е6 (фотодитазин, радахлорин) с хирургическим лечением больных первичной меланомой кожи.

Материалы и методы

Проанализированы клинико-морфологические данные о 448 больных с морфологически подтвержденным диагнозом первичной меланомы кожи, получавших лечение в клинике НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова в период 2010 года по 2017 год. Дизайн исследования – проспективное, контролируемое, когортное, с параллельными группами. В основную группу включено 43 пациента, у которых до хирургического лечения проведена неоФДТ; в контрольную – 405 больных меланомой кожи, которым выполнено стандартное радикальное оперативное лечение. Достоверных различий между группами по полу, возрасту, клинико-морфологическим характеристикам, стадии заболевания не было. У пациентов основной группы после введения фотосенсибилизатора до хирургического лечения подвергали локальному облучению первичную опухоль. В качестве источника оптического излучения использовали диодный лазер «Латус» с длиной волны 662 нм, с мощностью на выходе 1,25 Вт, плотность мощности излучения на поверхности опухоли 0,15 Вт/см2. Доза фотосенсибилизатора составляла 50,0 мг. Приготовленный ex tempore раствор вводили внутривенно капельно в течение 30 минут. Затем через 2 часа после завершения введения раствора проводили лазерное облучение опухоли до достижения общей поглощенной световой дозы 300 Дж/см2. Отдаленные результаты лечения были изучены с помощью метода множительных оценок Kaplan-Meier.

Результаты

Показатели 3-х и 5-летней общей выживаемости у пациентов основной группы составили 96% и 76%, тогда как у контрольной группы пациентов – 72% и 62%, соответственно, (р=0,02). Медиана общей выживаемости основной группы за период наблюдения не достигнута. Показатели 5-летней безметастатической выживаемости в основной и контрольной группе были, соответственно, 38% и 20% (р=0,9). У пациентов основной группы после лечения не выявлено ни одного местного рецидива, напротив, у больных контрольной группы – 21 (5%) местный рецидив в области послеоперационного рубца.

Выводы

Общая выживаемость больных основной группы оказалась статистически достоверно лучше, чем таковая в группе контроля (р=0,02). Таким образом, применение неоадъювантной фотодинамической терапии в сочетании с хирургическим лечением у пациентов с первичной меланомой кожи улучшает прогноз заболевания.