Клинико-морфологические особенности опухолей кожи молочных желез

Авторы: Мяснянкин М.Ю., Анисимов В.В., Гафтон Г.И., Мацко Д.Е.

Актуальность

Известно, что самыми частыми локализациями в структуре онкологической заболеваемости населения являются: кожа (14,2%) и молочная железа (11,4%). Поэтому вопрос изучения опухолей кожи молочных желез является весьма актуальным.

Материалы и методы исследования

Проанализированы ретроспективно клинико-морфологические данные о 16 больных с морфологически верифицированными опухолями молочных желез, получавших лечение в клинике НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова в период с 2012 года по 2017 год.

Результаты исследования

Средний возраст пациентов на момент установления диагноза составил 52,3 года (максимальное и минимальное значения равняются 29 и 82 годам, соответственно). Из 16 пациентов, включенных в исследование было: 4 мужчины и 12 женщин. В анамнезе 10 пациентов имели механическую травму имевшегося пигментного образования кожи молочной железы. У 12 пациентов был установлен диагноз меланомы кожи, у 4 – базальноклеточный рак кожи молочной железы. Первичная опухоль локализовалась чаще на коже левой молочной железы 12 (75%), чем на правой 4 (25%). У 5 пациентов первичная опухоль располагалась в области нижнего внутреннего квадранта, в области верхнего внутреннего квадранта в 3 случаях, в верхнем наружном и нижнем наружном в 4 случаях, соответственно. У 4 (25%) пациентов на момент обращения имелось изъязвление эпителия над первичной опухолью. Поверхностно-распространяющаяся меланома была наиболее распространенным гистологическим подтипом (10/12, 83,3%), лентиго-меланома выявлена в 2 случаях (16,7%). Средняя толщина опухоли по Бреслоу составила 1,1 мм. Опухоль имела I уровень инвазии по Кларку у 1 (8,3%) больного, II – у 3 (25%), III – у 8 (66,7%). В большинстве случаев 11 (92%) представлен эпителиодноклеточный тип опухоли, в 1 (8%) опухоли имелся веретеноклеточный. Лимфоидная инфильтрация по степени выраженности в опухоли распределилась в следующем порядке: слабо выраженная – 5 (41,7%), умеренно выраженная – 4 (33%), выраженная – 3 (25%). У пациентов с базальноклеточным раком кожи выявлен в 3 случаях узловой тип опухоли, в 1 – поверхностно-распространяющийся. У пациентов с базальноклеточным раком I стадия имелась у 1 больного, II стадия – у трех. У больных меланомой кожи: I стадия (n=11), II стадия (n=1). Учитывая большие линейные размеры базальноклеточного рака (до 5 см) с экзофитным изъязвленным компонентом им, так же как и при меланоме кожи выполнено радикальное удаление первичной опухоли в виде секторальной резекции железы с пластикой раневого дефекта местными тканями.

Из 4 пациентов с базально-клеточным раком, после лечения в течение 5 лет рецидива не было выявлено. Все они живы. Из 12 пациентов с меланомой кожи к настоящему моменту живы 11 без признаков прогрессирования процесса. Одна больная скончалась вследствие сопутствующей соматической патологии.

Выводы

Опухоли кожи молочных желез, как правило, диагностируются на ранних этапах и больные имеют хороший прогноз после радикального хирургического лечения.